Suntem întotdeauna gata pentru a vă ajuta și a răspunde la întrebările dumneavoastă
Republica Moldova, Chișinău, str. Columna, nr. 135
Noutăți
ИНТЕРВЬЮ внештатного корресподента eNews Вадима Малахова с Александром Слусарем, Вицепредседателем Партии Платформа Достоинство и Правда
ВМ – Каковы, по Вашему мнению, главные мотивы принятого Андреем Нэстасе решения о поддержке Майи Санду как единого кандидата трех про-европейских оппозиционных партий?
ОТВ : В первую очередь, данное решение принято в интересах нашей страны в условиях, когда она полностью захвачена режимом Плахотнюка и президентские выборы дают реальный шанс начать демонтаж этого режима. Данное решение было очень трудным для нашей партии. Не было не единого аргумента для нашего выхода из президентской гонки. Но идти параллельно было очень опасно.
Наша партия и персонально Андрей Нэстасе были инициаторами выдвижения единого кандидата. Вначале мы хотели чтобы этот кандидат был выдвинут всей антиолигархической оппозицией, вне зависимости от геополитической ориентации. Когда это не получилось, переговоры об едином кандидате продолжились с проевропейскими партиями. Наш лидер неоднократно подчёркивал, что не допустит, чтобы несколько антиолигархических кандидатов участвовали одновременно в президентской кампании.
В Молдове люди десятилетиями убеждаются на практике в обоснованности достаточно сомнительного утверждения, что «политика – грязное дело». Стало привычным, что политики на каждом шагу обманывают и предают друг друга, с готовностью перебегают из одного лагеря в другой, торгуют своими убеждениями и голосами. Перекрасившийся в одночасье из «верного воронинца» в «демократа» и «про-европейца» М.Лупу и фантастическое по подлости и холуйству поведение М.Гимпу – лишь наиболее наглядные примеры того, до какого низменного уровня доведено качество политической жизни в нашей стране. Подмена настоящей Политики грязным политиканством и враньём на каждоим шагу во многом способствовала созданию той питательной среды, в которой сформировалась диктатура В.Плахотнюка. После 25 лет такой грязной политики появился первый человек, который на практике доказал, что в нашей стране применимы традиции другой политики, согласно которым интересы страны, личная честность и порядочность, уважение к нравственным нормам – необходимы и естественны. Лидер ДА такой первый шаг сделал.
ВМ – Да, все это бесспорно, но может быть в конкретной ситуации лучше было бы исходить в первую очередь из национальных интересов : если Андрей Нэстасе был потенциально более сильным кандидатом, а при достаточно сомнительных и неоднозначных результатах опросов отказ поддержать М.Санду не был в полной мере нарушением данного слова – вероятно надо было проявить большее упорство и добиться отказа от «социологического критерия»?
ОТВ : Конечно, можно было бы проявить партийный и личный эгоизм. Тем более это так характерно для молдавской политики. Можно было категорически настаивать на нашем участии, хотя бы на основании того, что именно Платформа Достоинство и Правда собрала более 400 тыс. подписей для проведения референдума о возвращении к прямым президентским выборам, что является мировым рекордом в соотношении количества подписей и численность населения. Но я думаю, что в сложившейся обстановке Андрей проявил мудрость и более ясное и глубокое понимание национальных интересов, чем простое следование логике : «я этого добился и только я могу спасти страну, поэтому никто не должен становиться у меня на пути». В настоящее время, повторяю, нет более важной задачи для Молдовы и ее народа, чем спасение из «захваченного состояния», свержение диктатуры Плахотнюка, избавление от коррупции и власти продажных политиканов. Только выполнение этих условий создаст основы для модернизации страны.
Соответственно сверх-задачей в такой ситуации является победа любого кандидата, готового по-настоящему, последовательно вести борьбу с олигархией и плахотнюковской тиранией. Я участвовал практически во всех переговорах по определению единого кандидата. Повторяю ещё раз, это были очень сложные переговоры и мы имели все основания претендовать на то, чтобы единым кандидатом стал Андрей Нэстасе. Все эксперты указывали, что результаты опросов не являются серьёзным показателем для выявления единого кандидата, особенно когда наш кандидат в течении последнего месяца вдвое увеличил свой рейтинг. По многим другим показателям мы абсолютно обоснованно считали, что имеем преимущество. Но в какой-то момент пришлось выбирать между бесконечными спорами с драматической потерей времени и интересами страны. Споры могли привести к разрыву и одновременному участию Андрея Нэстасе и Маи Санду в президентских выборах и как следствие, выход во второй тур И.Додона и М.Лупу с созданием ситуации выбора между «злом и еще большим злом». Поэтому решение лидера ДА, решившего отказаться от собственного выдвижения в пользу партнера, было абсолютно правильным и «прорывным» для Молдовы – мы никогда еще не сталкивались в современной истории нашей страны с поступком политика, продиктованным национальными интересами, а не личной корыстью или амбициями..
ВМ – Вы полагаете, что в оставшееся до выборов время такое объединение сил даст реальные результаты?
ОТВ : Безусловно. Дальнейшее промедление было бы губительно, но в оставшиеся после принятого 15 октября решения две недели до «дня тишины» еще можно добиться сплочения электората трех про-европейских оппозиционных партий. Именно от их усилий будет зависеть успех, выполнение ясной и однозначной задачи – занять второе место и не пустить во второй тур прислужника олигархии М.Лупу. Платформа ДА предоставит единому кандидату разветвленную сеть первичных ячеек на местах, хорошо дисциплинированных и привыкших действовать в сложных условиях. Думается, в оставшееся время нам удастся донести до каждого нашего сторонника призыв – голосовать за М.Санду – все равно что голосовать за Андрея Нэстасе. Недаром выдвижение единым кандидатом лидера ПАС было оглашено в родном селе Андрея Мындрешть – такой шаг лишний раз дает понять всем, что решение поддержать М.Санду было свободным и осознанным.
ВМ – И все – таки, действительно отсутствовало внешнее давление на ДА и ее лидера? Привлекает внимание, что Андрей Нэстасе и его команда до последнего момента стремились доказать предпочтительность выдвижения единым кандидатом именно его, партнерам из ПАС была предложена формула «Нэстасе – кандидат в Президенты, Санду – будущий премьер». И вдруг ситуация резко меняется, происходит стремительный переход к поддержке альтернативного кандидата?
ОТВ : Честно говоря, я не знаю, если вообще существует хоть какой-то человек, который может оказывать давление на Андрея Нэстасе. Решение уступить М.Санду роль единого кандидата продумывалось и обсуждалось в течение длительного времени, просто до определенного момента это было одним из альтернативных вариантов. Лидер ДА поступил как настоящий боец – пока оставалась малейшая возможность добиться согласия на собственное выдвижение, использовались все силы, чтобы доказать предпочтительность такого варианта. В третий раз повторяю, что наши аргументы были очень весомыми. Но когда такие возможности были окончательно исчерпаны, Андрей Нэстасе и вся наша команда предпочли принять оптимальный в подобной ситуации вариант – уступить, выдвинув при этом условия принятия наших базовых программных приоритетов со стороны единого кандидата. После того как решение было принято в пользу Маии Санду, все силы и средства брошены на ее поддержку и обеспечение для нее уверенного успеха 30 октября.
ВМ –Но хорошо ли вы просчитали реакцию народа ? Всем известно, что Андрей Нэстасе имеет репутацию народного любимца. Народ Молдовы всегда симпатизировал ему. Как быть с этим?
ОТВ : Все эти симпатии мы постараемся использовать для победы единого кандидата. Сила Платформы ДА и нашего лидера базируется на огромном количестве встреч с народом в сёлах и городах нашей страны. В течении каждой недели мы практиковали десятки встреч с несколькими тысячами наших граждан, которые проходили в сельских клубах, в примэриях, на местных рынках и просто на улицах. Мы дышим одним воздухом с нашим народом. Мы чувствуем его боль. Боль людей, испытывающих социальный геноцид со стороны нынешней власти. Боль десяток тысяч разлучённых трудовой миграцией семей. Боль десяток тысяч детей, растущих без родителей. Мы приходим к ним с реальными предложениями как спасти страну от социально-экономической катастрофы.
После выдвижения единого кандидата, встречи с народом продолжились с той же интенсивностью. Мы очень детально объясняем нашим людям сложившуюся политическую ситуацию в стране и реальный риск сползания страны в диктатуру типа Северной Кореи. Да люди и сами чувствуют ту атмосферу страха, которую устанавливает режим Плахотнюка.
Не все наши сторонники сразу приняли наше решение об отказе участвовать в президентской гонке. Но этим и сильна наша партия, что может опираться на сплочённые территориальные структуры почти во всех районах страны, которые в короткий срок могут разъяснить позицию партии большому числу людей. Помимо вышеперечисленных доводов в пользу нашего решения, существует ещё один весомый аргумент медийного характера. Андрей Нэстасе по сути оттянул на себя основные силы обслуживающей Плахотнюка информационно – пропагандистской машины, принял ее главный удар, обеспечив лидеру ПАС как единому анти-олигархическому кандидату вполне «защищенное» положение. Развернуть против М.Санду за полторы – две недели кампанию по очернению и дискредитаци подобную той, какая длительное время набирала обороты против Андрея Нэстасе, уже физически невозможно. Есть надежда, что такое «принятие медиа – информационного удара на себя» во многом поможет 30 октября М.Санду добиться успеха и выйти во второй тур.
ВМ – По Вашему мнению, Майе Санду во втором туре удастся одержать верх над И.Додоном?
ОТВ : Очень хочется верить в это и надеяться на успех. Додон разыгрывает карту так называемой геополитической оппозиции. Его политика – разделение общества. Наша – консолидация. Вне зависимости от этнической принадлежности и геополитической ориентации. Он призывает бороться за государство Молдова и против унионизма. Но это слишком абстрактные лозунги. Подавляющая часть населения страдает от конкретных проблем, таких как нищета, коррупция, безработица, разделённые семьи, безнадёжность завтрашнего дня и пр. И источником этих проблем являются не Россия или Румыния, а конкретный криминальный режим, захвативший нашу страну. И носит этот режим имя Плахотнюка. А вот с ним господин Додон имеет очень специфические отношения.
В 2006-2009 гг., когда империя Плахотнюка начинала свой расцвет, Додон был министром экономики и спокойно наблюдал за всеми движениями главного сутенёра страны вместе с премьер-министром Зинаидой Гречанной. Он не вышел в знак протеста в отставку, когда Плахотнюк приобрёл гостиницу «Кодру» по цене в 6 раз дешевле рыночной. Он не мешал этому человеку расставлять своих людей во всех силовых структурах и покорно разрешал его менеджерам захватывать командные высоты на госпредриятиях, находящихся в подчинении Министерства экономики. Кстати, тогда господин Додон был яростный сторонник европейской интеграции. Более того, он легко вошёл в сговор с так называемым европейским Альянсом и проголосовал в 2012 году за Президента Тимофти. Потом он развернулся на 180 градусов и стал горячим поклонником Таможенного союза. При полном попустительстве режима Плахотнюка Додон фактически взял под контроль экспорт фруктов в России, единолично решая с российскими чиновниками какие фирмы будут иметь дозвол экспортировать яблоки Российскую Федерацию. Фракция социалистов проголосовала за переподчинение Центра по борьбе с коррупцией от Правительства Парламенту, удовлетворив запрос Плахотнюка, а также за продление монополии последнего на вещание телевизионных каналов до 2022 года в обмен на получение лицензии на ретрансляцию российского НТВ.
Очень странно вела себя фракция Додона в день голосования за Правительство Филипа, не потребовав положенную по регламенту паузу в 30 минут, которая могла сыграть ключевую роль в этот день. После очень мощных наших совместных протестов социалисты фактически отказались от совместных действий, сославшись на религиозный праздник. А ведь именно эти совместные протесты заставили Плахотнюка пережить самые страшные минуты в своей политической жизни.
Всё это я перечислил для того, чтобы избиратели чётко поняли, что наши противоречия с Додоном носят в первую очередь не геополитический характер. Мы представляем антиолигархические силы страны, а он сделал политический капитал на внешней политики и почти не говорит о захваченном государстве, время от времени сотрудничая с властью. Для нас самая главная опасность – нынешний режим Плахотнюка. Для Додона главная проблема – европейская интеграция и унионизм. Мы хотим навести порядок в стране для всех граждан, а он – для тех, кто за дружбу с Россией и за федерализацию Молдовы. Наш путь ведёт к сплочению общества в борьбе против социального геноцида и за реформы для всех. Его путь может привести к гражданской войне, учитывая тот факт, что по вопросам внешней политики и геополитической ориентации мнение наших граждан делится почти поровну. Именно с этим посланием мы пойдём к избирателям во втором туре.
Мы выступаем за Молдову без олигархов, модернизированную по европейским стандартам, в которой всем гражданам будет комфортно жить. Додон своими приоритетами продолжает опасную политику разделения общества на наших и ненаших. К сожалению, ему сильно помогает тот факт, что он проводил свою предвыборную кампанию на фоне этой гнилой и коррумпированной власти, называющей себя проевропейской. К тому же всё это время медиа- холдинг Плахотнюка жестоко боролся в первую очередь с Платформой ДА, не задевая вообще Додона и партию социалистов. Но мы верим в наши силы и в разум нашего народа.
Sursa: Enews.md
Republica Moldova, Chișinău, str. Columna, nr. 135
Trimite-ne o cerere pentru a adera la partidul nostru Platforma DA